Главная
Девушка со шпагой Статьи
|
Как и Сирано, Д'Артаньян и три мушкетера
принадлежат к любимым героям всех молодых людей в мире. И если вспомнить ответ
Дюма на упреки в искажении истории («...
это сделано мной ради изложения истории для детей»), то он, возможно,
простил бы потомков, за то, что ему подарили ребенка - «Дочь Д'Артаньяна».
Юг Франции - осень 1654 года. Элоиз Д'Артаньян
живет в монастыре, куда отправил ее знаменитый отец. Ее молодой натуре
свойственны высокие чувства: честь, верность, справедливость. Она смятенно
наблюдает, как мать-игуменью приговаривают к смерти за попытку вырвать беглых
отчаявшихся рабов из лап гнусного герцога Крассака (Клод Рич) и его злой музы,
Женщины в Красном (Шарлотта Коди). Элоиз переполнена гневом. Похожая на отца -
страстная, романтичная, жаждущая приключений, она подозревает, что убийство -
часть заговора против короля Луи.
Решив отомстить за честь приемной матери,
она отправляется в Париж, находит отца и пытается убедить его, что трон в
опасности. Но, несмотря на поддержку Квентина Несчастного (Нил Тавернье),
поэта, безнадежно влюбленного в Элоизу, Д'Артаньян остается глухим к ее
мольбам. Он измучен и угнетен. Его больше не волнуют проблемы трона. Элоиз
решает отправиться в путешествие одна, и ничто не может остановить ее. Она
проникает в Лувр, подстрекает короля Луи, интригует против кардинала Мазарини,
расстраивает суд и едва успевает вырваться из рук преследователей.
Отец смирился с мыслью о необходимости
помощи дочери в ее эскападах. Итак, Д'Артаньян вместе со своими старыми
друзьями - Портосом (Рауль Биллери), Арамисом (Сами Фрей), Атосом (Жан-Люк
Бидо) и преданным Планше (Жан-Поль Руссийон) попадает в головокружительные
авантюры, сопровождающиеся поединками на шпагах, что было для него обычным
делом в молодости и вызывает проблемы сейчас, в зрелом возрасте. Так или иначе,
им удается раскрыть хитроумный заговор. Трогательные и смелые герои,
вдохновленные верой и воодушевлением девушки, возвращают нас в мир, которого
нам так не хватает сегодня - мир, где мы можем изумляться, верить в добро,
плакать не стыдясь и побеждать, не унижая побежденных.
К имиджу Софи Марсо более всего подходит
определение "self made", сделавшая себя сама. Ее жизненный путь
находит образное отражение в кинокарьере звезды - от угловатого, но живого и
бойкого подростка в фильме "Бум" до сегодняшней, знающей себе и всему
на свете цену, кинодивы. Движения Софи стремительны, она держится чуть свысока
(если не надменно), смотрит прямо в глаза собеседнику. Энергия, напористость,
красота - есть от чего стушеваться при первой встрече. Однако нашим коллегам,
французским журналистам, не привыкать к кинотусовкам самого высокого ранга. И
задавать вопросы...
- В фильме «Дочь Д'Артаньяна» всех восхитила
ваша физическая форма, виртуозное владение шпагой. Говоря фигурально, вы ее
вырвали из рук таких блистательных дуэлянтов, как Жан Марэ, Жерар Филипп, Жан
Поль Бельмондо...
- Мне нравится быть спортивной, люблю
движение - бегаю, плаваю. С самого начала съемок заявила, что дублер мне не
нужен: полтора месяца верховой езды и фехтования - это было великолепно! В
итоге тренируются качества, необходимые в профессии, - терпение, собранность,
способность к многократным изматывающим дублям. Словом, не только спорт, но
жизнь, ее особый, импонирующий мне стиль. А еще мне нравится романтизм Дюма.
Вообще, все нравится: сценарий, диалоги, юмор. Это настоящее кино. Любой актер
о таком мечтает.
- Вначале за фильм должен был взяться
Рикардо Фрема, а не Тавернье...
- Да, но Рикардо - 85, и вот уже 30 лет он
не стоял за съемочной камерой. Потому - Тавернье.
|
- На
съемках вы сказали о Элоизе: «Эта
девушка хочет изменить мир. Вначале она приспосабливалась к нему, а потом мир
стал вращаться вокруг нее...»
- Независимый
человек не реагирует на обстоятельства, а создает их. Этот характер, по сути, я
и играю во всех своих ролях, - он мне дорог. Ведь смысл жизни в том, чтобы
изменять мир, не так ли? Способность к компромиссу - сомнительная привилегия
старости. Одна из черт молодежи - бороться за свое, даже в самом малом. И это
то, чем я должна заниматься в любом случае, что должна играть! (Смеется.)
Впрочем, с опытом приходишь к мысли о необходимости изменять себя, это тоже не
так уж плохо...
-
Насколько героиня фильма «Дочь Д'Артаньяна» похожа на вас?
- С
одной стороны, все это литература, выдумка. И Элоиза - всего лишь героиня. Но с
другой стороны, она - это я, на все сто процентов.
- Потому-то вы и сказали, что впредь играете
только роли, персонажи которых похожи на вас?
- Да, предпочитаю играть себя и даже не даю
себе в этом отчета. Работаю над сценарием, заучиваю текст, пытаюсь понять
психологию персонажа, рисую себе его в воображении. А смотрю на экран и вижу,
что это я, а не кто-либо другой. Это великолепно, но и ужасно!
В то же время на экране я (для самой себя!)
иногда раскрываюсь с самой неожиданной точки зрения. Строго говоря, я не умею
«лицедействовать», и когда это делаю, то это видно. Как бы ни хотела, чтобы, к
примеру, на пленке не была заметна усталость на моем лице, синева под глазами,
киноглаз это фиксирует.
- Какие качества вы цените в
режиссере?
- Ему нужно «видеть» каждую сцену, обращать
прежде всего внимание на внутреннее состояние актера, а потом уж на внешнее. Он
должен быть моим учителем, - более сильным духом, более умным. Я хочу на него
полагаться и черпать силы в его доверии ко мне как к актрисе. Но не нужно
обманываться: не мы их выбираем, они нас.
- Зависимость действительно столь
жесткая?
- Многие пытаются изображать независимость -
«что касается меня, то я всегда...»
И далее в том же духе. Но надо быть честным: я, например, хочу (и не скрываю
этого), чтобы режиссеры выбирали меня, а не других. Режиссеры - наша опора, в
некотором роде «мудрейшие», которые всегда правы. Таков Тавернье . Он пытается
понять вашу душу и учесть характер. И у него есть на все собственное видение,
своя точка зрения...
|
- Большинство ваших персонажей, так сказать,
положительные...
- Прежде мне хотелось, чтобы мои роли были
именно такими. Если роль становилась более смешанной, я шла к режиссеру и
просила переписать некоторые сцены. В фильме «Фанфан», например. Но, вообще
говоря, надо раскрывать себя со всех сторон, пусть даже ошибаясь при этом. Если
я отступаю от этого правила, мне становится трудно работать на пределе
возможностей. Говорят, актеры второстепенных ролей более свободны в этом плане.
Может быть, когда-нибудь, мне, как и им, будут удаваться все эти увертки,
которые пока меня смущают. Во всяком случае, профессионально меня привлекает
легкость существования на экране. Но... нужно иметь сумасшедшую энергию и
полностью переживать каждый момент роли - это единственный способ очистить
душу.
- Каковы ваши достоинства, помимо актерского
таланта?
- Если у меня не останется актерского
таланта, для меня в жизни не будет ничего светлого... Мои козыри - моя энергия
и моя независимость, которые проявляются и в жизни, и в игре. Нужно быть
подвижной, гибкой - иначе все рушится! Эта живость всегда во мне - в эмоциях, в
счастье, во всем...
- Эта энергетика, витализм всегда были вам
присущи?
- Нет... Забавно, но кино началось для меня
с недоразумения. В 13 лет энергии полно и это прекрасно для кино. Я решила
приобщиться к этой профессии, когда поняла, что меня принимают за пай-девочку
из благополучной буржуазной семьи, в то время как я в своем углу курила
крепчайший «Житан». Способность надеть маску, перевоплотиться - это ведь и есть
актерство. Значит, оно сидело во мне, я его тогда осознала.
- Эта энергия... Вы чувствуете, что вам ее
нужно сдерживать?
- Постоянно! Сейчас, например! (Смеется.)
Когда нужно завершить начатое. Я долго сдерживала себя, скрывалась под маской
маленькой благонравной француженки. Некоторая доля таинственности всегда была
сильной стороной моей личности.
- Ощущаете ли вы поворот в своей
карьере?
- Разумеется, и это дает мне ощущение
комфорта. Даже моя манера игры изменилась. Я чувствую себя 15-летней. Верю, что
с «Дочери Д'Артаньяна» начнется новый период моего творчества...
- То же вы говорили в 85-м году, после
картины «Шальная любовь».
- Нет, фильм Анджея Жулавского был лишь
началом того, что я, как актриса и женщина, переживаю сейчас.
- Одновременно это было и завершением
периода фильма «Бум»?
- Скорее, сменой прически, говоря образно.
Это был первый шаг к моему признанию в кино. Мне тогда было 17 лет (вздыхает).
Знаете, в этой профессии граница между жизнью и игрой так призрачна - постоянно
видишь себя как в зеркале. Каждые десять лет человек выходит на перекресток,
который надо проскакивать на ходу: следует остановиться - оглянуться, оценить,
где ты находишься.
- И вы знаете, где?
- Я начинаю видеть свет в конце туннеля.
Хотя... Моя карьера никогда не напоминала «американские горки». Она была
плавной и, в то же время, как бы в условиях морской качки. Но все идет своим
чередом, и вот я уже работаю с Тавернье, с Мэлом Гибсоном над американским
фильмом... Словом, дела движутся, но нужно время, чтобы понять, что ты из себя
представляешь.
- Не так давно журнал «Глоб» опубликовал
результаты опроса общественного мнения: вы - первая в сердцах зрителей, «лучшая
француженка 94-го года». Еще вас ценят как «балладную актрису» и «поборницу
экологии»...
- Это меня сильно смутило, совсем я не
«балладная актриса», и вообще, все эти опросы - дебильное занятие. Тут тебе с
легкостью пришьют политику (какая мерзость!) и во всю используют твое имя. Хотя
быть на первом месте в глазах общественого мнения мне лестно.
- Ну, судя по всему, на стойкую
привязанность французов вы можете рассчитывать и впредь. Чем, однако, вы сама
объясняете это?
- Может быть, это стечение обстоятельств. А
может быть (смеется), потому, что я ... очень француженка! Но у меня еще нет
мировой славы. Надо думать, она впереди. Не думаю, что мне дико везет и что
впредь все будет идти само собой. Кропотливый труд, работа, трезвая оценка
возможностей привели меня к результату. Публику не обманешь, да и, в конце
концов, наверняка существует высший суд. А вообще-то (смеется) они меня давно
знали, а разве можно не полюбить 13-летнего ребенка? Наверное, поэтому фильм
«Бум» стал залогом моего успеха.
- Оглядываясь в прошлое, считаете ли вы
удачей, что кино вошло в вашу жизнь?
- Разумеется! Оно сделало мою жизнь
гораздо богаче, чем прежде.
- Какие моменты прошлого вы переживаете как
удачные, а какие нет?
- Честно говоря, меня целиком поглощает то,
что со мной происходит сейчас. Парадоксально, но удача приходит, когда больше
всего боишься, придет ли она вообще. Нынешний период - мой пропуск в мировое
киноискусство, но я отдаю себе отчет, какой же тяжести этот груз! Тем не менее,
я полна устремлений и напряжения воли. Быть актером - самая красивая профессия
на земле. Во всяком случае, для меня это способ открытия себя и мира, а это
прекрасно!
- Каким фильмом вы гордитесь?
- Режиссер Пиното, бывало, говорил мне перед
съемками «Бума»: «Не тревожься.
Знаешь, когда Изабель Аджани впервые просмотрела «Пощечину», она разрыдалась.
Это нормальная реакция». Но я, посмотрев «Бум», осталась довольна. Все
мне нравилось. Все-таки в конце немного всплакнула, подумала, не принимает ли
меня Пиното за претенциозную девчонку (смеется).
|
- Иногда на премьерах ваших фильмов
возникает чувство, что вы недовольны. Это какая-то особая требовательность или просто
вам неприятно видеть себя на экране? А может, боязнь критики, манера
самозащиты?
- Трудно видеть себя в только что отснятой
картине. Сидишь и думаешь: «Вот я
улыбнулась так, а надо бы иначе...» Раздражают моменты, не доведенные до
ума, а ничего уже не изменить. Есть сцены и реплики, навязанные тебе
режиссером. Все это способно сделать тебя несчастной. Гораздо легче смотреть
фильмы десятилетней давности...
- Говорят, вы отказались от роли Роксаны
в «Сирано де Бержераке»?
- Для меня больше подошла бы роль Сирано!
- Мечтали ли вы о сегодняшней славе?
- Еще очень юной я жаждала самостоятельности
и надеялась: что-то у меня в жизни будет, произойдет...
- Быстро же вы взяли судьбу в свои руки.
После "Бума", не дрогнув, выкупили миллионный контракт у фирмы
"Гомон" - и это в 16 лет!
- Нужно уметь держаться на плаву. Я была
вынуждена брать ссуду, потому что у меня не было такой суммы. плелись интриги,
чтобы помешать мне играть в «Шальной любви» у режиссера Жулавски. Это отдавало
расизмом. Мне говорили: «Ты не должна
делать фильм с этим иностранцем-дикарем!». Я была собственностью фирмы
«Гомон» и должна была их слушаться. Но не слушалась, хотя и боялась попасть в
тюрьму за нарушение контракта!
- Тем не менее, вы сделали «Студентку» с
режиссером Пиното для фирмы «Гомон».
- В кинематографе все быстро забывается. И
потом, наступает момент, когда испытываешь потребность вернуться к работе,
снова сниматься. Это моя профессия, я не могу отказываться от всех
фильмов.
- Жалеете ли вы о фильмах, где не смогли
сняться?
- Нет. Я не готова сниматься в двух или трех
фильмах в год, мне не хотелось бы связывать себя. Хочу быть свободной,
использовать каждое мгновение, чтобы учиться, жить, смотреть на мир.
- Ваши главные встречи в судьбе?
- Разумеется, Пиното. И еще Жулавский,
Бельмондо, другие. Но я не оглядываюсь назад, предпочитаю смотреть
вперед.
- Вы страдали от провала ваших фильмов, в
частности, тех, что сделаны с Жулавским?
- Несомненно. Всегда хочется, чтобы все шло
хорошо. Однако карьера не состоит только из успехов: падения тут так же
предопределены, как и взлеты. После «Шальной любви» и «Мои ночи прекраснее ваших дней»
мне советовали не делать третий фильм с Жулавским, а затем была снята «Голубая
нота», который я очень люблю. Пусть люди говорят, что угодно, но если завтра
Анджей предложит мне хорошую роль, я снова буду сниматься у него. Это ясно. Я
люблю работать у него, имеет фильм успех или нет...
- В последнее время в одном из журналов
опубликованы ваши интимные признания о связи с Жулавским. Вам живется с
ним скорее хорошо, или...
- Очень, очень плохо...
- Не создалось ли у вас впечатления, что это
осложнило вам работу с другими режиссерами?
- Конечно. Впрочем, в этой профессии всегда
внимательно следят за вашей частной жизнью...
- Для вас было важно получить премию за
дебют в театре «Эвридика»?
- Конечно. С «Эвридикой» связаны прекрасные
воспоминания. У кого-то из моих почитателей, возможно, создалось впечатление,
что это случайная страница моей творческой биографии. На самом деле для меня
было очень значительно, что театр вошел в мою жизнь.
- Вы боялись играть на театральной
сцене?
- Нет. Я больше боялась кинематографа, чем
театра. На театральных подмостках я поначалу действовала бессознательно, как бы
подчиняясь инстинкту. Потом уже пришла некоторая робость, ощущение
ответственности за то, как ты играешь именно в этот вечер, для этой публики. А
когда поднимается занавес, это великолепно.
- Этим летом вы снимались с Мэлом Гибсоном в
«Храбром сердце». Как произошла ваша встреча?
- Я его совсем не знала, но восхищалась им
как звездой. Когда он выразил желание встретиться, меня охватил восторг. Мы
провели вместе около двух часов и это было замечательно. Я прочитала сценарий,
затем мы просто беседовали. Мэл был великолепен, и для меня все прошло хорошо,
хотя я страшно боялась. «Храброе сердце» - это грандиозная костюмированная
эпопея, фресковая живопись, но также и актерский фильм: более 70 ролей, которые
Гибсон отдал театральным актерам. Я играю французскую принцессу - у нее
несчастный брак с шотландцем, затем она встречает своего героя. Настоящего! И
сама ведет себя героически, перейдя в лагерь сторонников своего возлюбленного.
- Вы волновались?
- Конечно, ведь мой партнер - сам Гибсон. Но
все прошло нормально.
- Голливуд - это мечта?
- Голливуд еще далеко. Пока же идут
съемки в Ирландии.
- Таинственность, загадочность вещей - вы
дорожите ими?
- У меня свой заряд таинственности! (Смеется).
Видео-Асс
Премьер (№22,
1994)